[Михаил I; Михаил Великий; сир. ] (1126, Мелитина (ныне Малатья, Турция) - 7.11.1199, мон-рь Бар-Саума), патриарх Антиохийский (с 1166), глава Сирийской яковитской Церкви, церковный писатель и летописец. По прозвищу Сириец (Syrus) известен западно-христ. миру; прозвище Великий, или Старший (Рабо), получил от сир. хронистов (в частности, Григория Иоанна Абу-ль-Фараджа бар Эвройо) для отличия от своего племянника Йешу Сефтоно, к-рый стал его преемником с именем Михаил II Зуро (Малый, или Младший (1199-1215); занимал Патриарший престол в Мелитине параллельно со Сливо Крохо, провозглашенным патриархом в Мардине с именем Афанасий IX (1199-1207)).
М. С. род. в семье свящ. Илии из рода Киндаси, уроженца Мелитины. В юности принял монашеский постриг, в 1156 г. стал архимандритом мон-ря Бар-Саума, водоснабжением к-рого ведал в 1163 г. при содействии Иоанна, еп. Мардинского. После кончины последнего (1165) отклонил предложение занять Мардинскую кафедру, а впосл.- Амидскую, но уже 18 окт. 1166 г. в мон-ре Пескин был избран патриархом Антиохийским на место скончавшегося Афанасия VIII. М. С. приложил много усилий к реорганизации западносир. Церкви и к восстановлению канонической дисциплины, в частности, во взаимоотношениях между предстоятелем и Синодом; боролся с симонией и вмешательством светских властей в выборы иерархов. Неоднократно объезжал находившиеся в юрисдикции Патриархата земли от Антиохии до Иерусалима (к-рый посещал трижды), включая городские округи в Месопотамии и Киликии, что нашло отражение в его «Хронике».
В 1169 г. визант. имп. Мануил I Комнин отправил своего посланца Феориана с письмами о возможности заключения церковной унии к арм. католикосу Нерсесу IV Шнорали и М. С. В 1170 г. Нерсес IV пригласил патриарха прибыть вместе с его представителями на переговоры в Калъат-эр-Рум (Ромклу), но тот отказался, послав вместо себя Иоанна (Иоанниса) Кайсумского († 1171). В 1172 г., при 2-й встрече Феориана с армянскими и сиро-яковитскими эмиссарами в Кайсуме (Кайшуме, Кесуне), М. С. представлял его крестник и бывш. ученик Феодор, сын свящ. Сахды бар Вахбуна из Мелитины, патриарший писец и синкелл - высокообразованный богослов, свободно владевший помимо сирийского греческим, армянским и арабским языками. В контактах с западными христианами М. С. проявлял большую осторожность. Он отклонил как неоднократные призывы имп. Мануила I явиться в К-поль, так и приглашение на Латеранский III Собор (1179), поступившее от лат. патриарха Антиохийского. При этом, как известно из последней книги «Хроники», летом 1182 г. М. С. провел ок. месяца в лагере правителя Румского султаната Кылыч-Арслана II из династии Сельджукидов, располагавшемся под Мелитиной. В этот период патриарх неоднократно вел собеседования на религ. темы с султаном (доказывая ему истинность своей веры при помощи доводов «от Евангелия и природы», т. е., по всей видимости, обосновывая триадологический догмат) и с находившимся при его дворе философом-«персом» Камаль ад-Дином (обсуждая с ним экзегетические вопросы). Зимой 1178/79 г. в Сен-Жан-д'Акр (ныне Акко (Акка)) М. С. был с почетом принят Иерусалимским кор. Балдуином IV.
В 1180 г., в бытность М. С. в Антиохии, часть епископата, не разделявшая его стремления восстановить церковную дисциплину, собралась в Амиде и выдвинула в качестве антипатриарха (с именем Иоанн) Феодора бар Вахбуна, который еще ранее, по всей видимости, выражал желание отказаться от яковитского исповедания в пользу халкидонитского. М. С. не замедлил низложить Бар Вахбуна и заключить его в мон-рь Бар-Саума, откуда тот бежал при содействии нек-рых монахов в Дамаск, где пытался представить свое дело на суд Салах-ад-Дина, а затем в Иерусалим, где оставался до падения города. В 1187 г. он переехал в Ромклу к преемнику Нерсеса Шнорали Григору IV Тхе (1173-1193), вместе с к-рым удалился в Киликийскую Армению. Там его притязания в конечном счете признал арм. князь Левон II Рубенян, утвердивший его патриаршую власть над яковитами в своих владениях. Раскол продолжался до 1193 г., когда Бар Вахбун умер. Он оставил после себя анафору, составленную из более ранних литургических фрагментов, изъяснение последования св. Евхаристии и апологетическое изложение своей распри с М. С. на араб. языке; сохранились также 2 его письма по-сирийски, относящиеся к последним годам его жизни: 1-е, пространное, обращено к не названному по имени митрополиту Тарсскому (предположительно армянину Нерсесу Ламбронаци), а 2-е, более краткое,- к митрополиту Иерусалимскому.
После смерти антипатриарха Иоанна М. С. в знак примирения с Левоном II участвовал в его коронации с именем Левон I, состоявшейся на праздник Рождества Христова по арм. традиции (6 янв.) 1198 г. О тесных контактах патриарха не только с князьями и прелатами крестоносцев в Леванте, но и с мусульм. государями, к-рым подчинялось большинство его паствы, свидетельствует эпизод из предпоследней книги «Хроники»: при встрече с одним из полководцев правителя Мосула Сайф ад-Дина из династии Зангидов М. С. предостерегал его от решения вопросов веры мечом, ссылаясь на слова «Нет принуждения в религии» (Коран II 256). Несмотря на общую политическую нестабильность (с этим, возможно, связан и его последовательный отказ выезжать за пределы Зап. Азии), М. С. остался в истории как ключевая фигура т. н. яковитского Ренессанса (2-я пол. XII - 1-я пол. XIII в.), выдающийся строитель и обновитель церквей и мон-рей. Главным объектом его попечения была обитель Бар-Саума, к-рая сильно пострадала от пожара 20 июля 1183 г., но была восстановлена и получила богатое книгохранилище - одно из наиболее значительных в западносир. культурном ареале.
По отзыву Бар Эвройо, М. С. «писал денно и нощно и оставил Церкви Божией замечательные труды». Бóльшая часть его богословского и гимнографического наследия не опубликована.
М. С. известен прежде всего как автор монументальной «Хроники» (M /M ), охватывающей период от Сотворения мира до 1195/96 г. по Р. Х. Самый полный список этого сочинения (выполнен в 1598 Михаилом бар Бар-Саумо по более ранней рукописи Моисея Мардинского) был обнаружен сиро-католич. еп. Эдесским Игнатием (Рахмани; впосл. патриарх Игнатий Ефрем II) в 1887 г. среди манускриптов б-ки мон-ря Дейр-эз-Зафаран (см. Анании святого монастырь). Копию с него в 1899 г. приобрел аббат Ж.-Б. Шабо и опубликовал с франц. переводом. Текст содержит лакуны в начале, включая титул и первые страницы, и в конце, начиная с описания событий 1193 г., а также местами внутри текста (особенно в книгах XVII-XVIII, где пропуски могут быть, однако, восполнены с опорой на «Церковную историю» Бар Эвройо, одним из главных источников к-рой и послужила «Хроника», нередко цитируемая буквально).
«Хроника» состоит из 21 книги (каждая подразделяется на главы) и покрывает 3 параллельные череды событий, выстроенные в хронологическом порядке по «эре Александра» (точнее - Селевкидов, или Селевка) в 3 синхронистические колонки: 1-я (высшая по статусу, расположенная справа, как наиболее почетная) содержит события церковной истории, 2-я (средняя) - светской, 3-я (низшая, расположенная слева) - разные факты («случаи и чудеса»), не вошедшие в первые 2 категории. Задача автора - показать «преемство священства» и «преемство мирских держав» от начала времен и до современной ему эпохи. Источником при написании книг I-VI, относящихся к периоду от Адама до правления имп. равноап. Константина I Великого, послужила «Церковная история» Евсевия Кесарийского (это касается прежде всего характера организации материала). В последующих книгах, по преимуществу компилятивных, многое почерпнуто из трудов Сократа Схоластика и Феодорита Кирского (по периоду 325-431 гг.), из Захарии Ритора хроники (431-505 гг.), из сочинений Иоанна Эфесского (325-582 гг.), Кира Батнского (или Куре, свящ. из Саруга; 565-582 гг.- от имп. Юстина II до Тиверия I), Иакова Эдесского (VII в.) и Иоанна Столпника Литарбского (325-726 гг.), Дионисия Телль-Махрского (582-842 гг., особенно в повествовании о Мухаммаде и появлении ислама), Игнатия Мелитинского (автора краткой хроники; 325-1118 гг.), Василия Эдесского (1118-1143 гг.), а также Африкана, Егесиппа, мон. Анниана и Зосимы, Иоанна Антиохийского, Феодора Чтеца, среди же своих непосредственных предшественников из числа сир. хронистов - Гурия (автора хроники, охватывающей события от правления имп. Юстиниана I до правления Ираклия) и Сливо Старшего из Мелитины; в том, что касается современных ему событий, М. С. использовал сочинения Иоанна Кайсумского и Дионисия бар Салиби. Многие из упоминаемых произведений (хроники Кира Батнского, Иоанна Литарбского, Гурия, Игнатия Мелитинского, Иоанна Кайсумского) сохранились только в виде обширных дословных цитат, приводимых М. С. Он опирался и на многочисленные агиографические тексты и сочинения, посвященные тем или иным прославленным обителям. Вполне вероятно и знакомство М. С. с арабо-мусульм. хрониками (ряд его источников также использовал летописец Ибн аль-Асир; из той же среды, по всей видимости, происходят и его данные о тюрках в кн. XIV). События рассматриваются М. С. наиболее подробно, если они касаются сир. христ. общин и если сохранились свидетельствующие о них документы. По отзыву Шабо, «во всем, что он передает, не основываясь на собственном опыте, его труд состоял в кратком изложении и взаимном соотнесении данных его источников; он делает это добросовестно, но ему, как и всем его современникам, недостает критического чутья» (Chabot. Lit. syr. P. 126). Для XII в. последние 3 книги «Хроники» - уникальный источник сведений по истории восточно-христ. сообществ Византийской империи, Сирии, Киликии, Армении и Месопотамии в условиях крестовых походов; М. С. проявил себя внимательным и хорошо осведомленным наблюдателем, он не ограничивается упоминанием имен и описанием деятельности тех или иных ближневост. властителей (в особенности Айюбидов), наместников, военачальников, но рассказывает в подробностях об их отношении к христианам вообще и к яковитам в частности, включая такую важную практику, как получение восточно-христ. иерархами почетных и охранных грамот от чиновников-мусульман. Особое внимание он уделяет как официальным, так и неформальным встречам христ. деятелей с мусульм. сановниками, а также, как и его предшественник в сир. историописании Бар Салиби, вопросам налогообложения, общественному положению своих единоверцев, защите или, напротив, гонениям против них со стороны властей, случаям отпадения от веры, разрушению и восстановлению церковных зданий, завоеваниям и набегам кочевников.
К основному тексту «Хроники» М. С. добавил 6 приложений, важнейшее из к-рых вкратце сообщает сведения о яковитских патриархах Антиохии от времени Севира (512) до периода правления самого автора; начиная с Патриаршества Кириака (793) к справкам прилагаются списки рукоположенных каждым из них епископов с указанием их престолов (в общей сложности более 950 имен, в основном неизвестных по др. источникам).
Перевод-переработка «Хроники» на древнеарм. язык (грабар) был выполнен совместно свящ. Ишо (в последующей арм. традиции именуемым Исааком) из Хисн-Кайфы (ныне Хасанкейф) и вардапетом Варданом Великим и завершен ок. 1248 г. Перевод известен в 2 версиях, опубликованных в Иерусалиме в 1870 и 1871 гг. и нек-рое время служивших единственным доступным европ. ученым текстом М. С. (франц. перевод по отдельным рукописям осуществили соответственно В. Ланглуа в 1868 и Э. Дюлорье в 1869). К этим изводам в рукописях прилагаются приписываемые М. С. в арм. традиции трактат о степенях священства и яковитское исповедание веры. Арабский перевод «Хронографа» был выполнен по рукописи из Дейр-эз-Зафарана в сер. XVIII в. яковитским митр. Дамасским Ханной ибн Исой ас-Сасади (известен в неск. рукописях, а также, возможно, фрагментарно в компиляции XIX в.). Современный араб. перевод с эдесской рукописи осуществил Мосульский архиеп. Григорий Салиба Шамун в 1996 г.
В нач. XXI в. под рук. Дж. А. Кираза было осуществлено многотомное издание практически всех известных вариантов текста и переводов «Хроники», включая факсимиле рукописи 1598 г. (том I), сир. текст в издании Шабо (том X) и его франц. перевод (тома II-IV), араб. перевод митр. Ханны Дамасского по рукописям из Садада, Иерусалима и Мардина (соответственно тома V-VII), 2 арм. перевода (том VIII), франц. перевод Ланглуа (том IX). По косвенным упоминаниям (в частности, у Бар Эвройо) предполагается существование особой церковной летописи М. С., не сохранившейся до наст. времени и отличающейся по составу от «Хроники».
Трактат, посвященный триадологическим и христологическим воззрениям яковитов, был составлен в 1169 г. ввиду вероисповедных споров с Византийской Церковью и отправлен с Феорианом в К-поль. Он сохранился в разных версиях по-гречески и по-арабски; араб. перевод выполнил в Тур-Абдине Муса из Калука, еп. Мидьятский, который в 1581-1585 гг. преподавал сирийский и арабский языки в Маронитской коллегии и в Коллегии неофитов в Риме. Сходное содержание имеет сохранившийся в версии каршуни «Ответ на письмо Феодосия, патриарха греческого, и кир Алексия, царя Константинопольского, с изложением правой веры народа сирийского в Месопотамии, написанный по велению патриарха Михаила Антиохийского».
Пересмотренный М. С. и действующий в наст. время в Сирийской яковитской Церкви чин архиерейского и иерейского служения (древнейшая рукопись - Vat. syr. 51, 1171/72 г.); анафора, части к-рой выстроены акростихом в порядке сир. алфавита; др. богослужебные сочинения, в т. ч. молитвы (седро), помещаемые под именем М. С. в литургических сборниках зап. сирийцев. 29 церковных канонов, относящихся к началу Патриаршества М. С., цитируются в «Номоканоне» Бар Эвройо.
Похвальное слово Дионисию бар Салиби с кратким обзором его жизни и сочинений; Житие Абхая, легендарного еп. Никейского (IV-V вв.?), пересмотренное в 1184/85 г. по разрозненным рукописям, восходящим к эпохе иконоборчества и составлявшимся в защиту иконопочитания (BHO, N 10; изд.: Bedjan. Acta. T. 6. P. 557-616); гомилии в честь Иоанна Мардинского и Бар Саумы.
Трактат «Против альбигойцев», написанный в ответ на приглашение к участию в III Латеранском Соборе; «Опровержение заблуждений Марка бар Конбара», направленное против учения копт. мон. и свящ. Марка ибн аль-Кунбара об обязательности исповеди перед причастием (составлено ок. 1180 по просьбе копт. патриарха Марка III ибн Зуры); стихотворная проповедь (мемро) о преследовании со стороны вероучителей «арабов» (т. е. мусульман) из Мосула в 1159 г. мафриана Игнатия (к-рый был заключен в тюрьму за то, что благословил на брак с христианином девушку-христианку, чей отец обратился в ислам; тем же событиям посвятил 2 свои поэмы Дионисий бар Салиби).